Дата публикации: 30 января 2020, просмотров: 1012.
Какое будущее ждет знаменитую петербургскую тюрьму «Кресты»? Варианты предлагаются разные: от музея или мемориального комплекса до гостиницы. О судьбе исторического здания и о том, что сейчас происходит за его стенами — в репортаже «Новостей культуры».
8 квадратных метров, маленький стол, койка — и решетка под сводчатым потолком, через которую виден кусочек серого петербургского неба. Это стандартная камера легендарных «Крестов». В конце XIX века архитектор Антонио Томишко посчитал, что этого вполне достаточно. Для одного человека.
«Вообще эта краткосрочная одиночная тюрьма была уподоблена своего рода монастырю. Каждая камера — это келья. И здесь с преступниками должно было происходить покаяние. И символом покаяния является крест.
Больше века «Кресты» одинаково бесстрастно и одинаково сурово принимали всех: и обычных уголовников, и недавних народных героев. В тесных камерах революционеров сменяли царские министры; ждали своего вердикта Троцкий, Керенский, Луначарский. В этих стенах ждал суда Иосиф Бродский, здесь закончилась жизнь Даниила Хармса. О знаменитых судьбах и незнаменитых трагедиях можно снимать документальных фильм, и не один.
В 2006 году на набережной Невы был установлен памятник Анне Ахматовой. Казалось бы, вполне традиционное изваяние, но там, на постаменте высечено четверостишие:
И я молюсь не о себе одной,
а обо всех, кто там стоял со мной,
и в лютый холод, и в июльский зной,
под красною, ослепшею стеной.
Взгляд поэтессы направлен на следственный изолятор «Кресты», где в 1939 году был заключен сын Ахматовой — Лев Николаевич Гумилев.
Вот уже два года в «Крестах» — тишина. Подследственные теперь в новом комплексе — его построили в Колпино по всем современным стандартам. В исторической тюрьме осталась только колония-поселение — осужденные живут в нескольких зданиях рядом с легендарными крестообразными корпусами. Судьба которых пока никому неясна.
«Это уникальное архитектурное сооружение, знаковое для Петербурга, оно не только с исторической точки зрения, оно охраняется государством, то есть защищено соответствующими по закону процедурами, и конечно, в отношении такого объекта возможно только приспособление к современному использованию», — сказал заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов.
Но к какому? Казалось бы, самое очевидное — музей. Тем более, что и опыт у Петербурга уже есть. Петропавловская крепость, Трубецкой бастион, бывшая тюрьма с примерно такой же историей — здесь томились и революционеры, и царские министры, и советские политзаключенные. Заполнить все пространство «Крестов» музейной экспозицией невозможно в принципе, признают эксперты.
«Наверное, должно быть совмещение какой-то коммерческой составляющей, которая могла бы приносить деньги на содержание комплекса, и музейная составляющая. Совместить одно и другое», — отметил градозащитник Дмитрий Литвинов.
Говорят о возможной адаптации к петербургским реалиям европейского опыта. За рубежом уже давно в неиспользуемых тюрьмах открывают... отели. Или так называемые «креативные пространства».
«Главное, чтобы в него не вошла развлекательная функция. Потому что история этого места и этих зданий очень драматична. Она связана со многими трагедиями. Это, конечно, не должно уходить из памяти. Здесь не должен быть балаган. Доступна для всех — наверное, но с какой целью», — задает вопрос историк архитектуры Борис Кириков.
Все, кто пристально следит за судьбой уникального памятника, ждут одного — государственной воли, без которой будущее «Крестов» пока что туманно.
Автор: Сергей Загацкий
Источник: Новости культуры