Дата публикации: 17 октября 2017, просмотров: 1681.
Цифровые технологии и интернет позволяют порой в буквальном смысле преодолевать стены между людьми. Американский заключённый Брайан Вуд, отбывающий наказание в одном из исправительных учреждений штата Юта, имеет официальную возможность быть услышанным по ту сторону тюрьмы. Вот уже два с половиной года он пишет статьи в еженедельную колонку «За решёткой» (“Behind Bars”) утренней газеты “The Standard-Examiner”.
Брайану Вуду предстоит провести в тюрьме 35 лет (если он не получит условно-досрочное освобождение): он был осуждён за кражи со взломом, хранение наркотиков и другие подобные преступления.
В своей свежей статье от 16 октября 2017 года Брайан Вуд рассуждает о том, что благодаря избытку времени тюрьма является отличным местом для развития уникальных навыков. За время своего заключения он встречал немало осуждённых, которые едва умели читать, но были непобедимыми игроками в шахматы, карты или гандбол. Тех, кто провёл в тюрьме более 10 лет, легко определить по блестящим навыкам в этих играх — но вряд ли они помогут им потом на свободе. А ведь эти годы игры в карты можно тратить на образование.
В учреждении, в котором отбывает наказание Брайан, был пример такой продуктивной траты времени. Здесь действовала волонтёрская программа UPrep: в её рамках сами заключённые, являющиеся экспертами в той или иной области, составляли нелицензированные учебные курсы и читали их другим заключённым. Это были курсы подготовки по математике и английскому для поступления в колледжи, курсы по информационным технологиям, по отдельным специальностям. Одним заключённым они давали шанс продолжить образование, другим — самореализоваться в роли преподавателей и экспертов.
Программа работала несколько лет, но сейчас её свернули из-за правил безопасности: в вечернее время и в выходные, когда в основном и проходили курсы, на службе находится только один офицер. И Брайан написал свою статью в надежде, что штат всё-таки одумается и найдёт ресурсы на второго офицера.
«Я могу понять, почему некоторым людям не нравится, что государство тратит деньги на образование заключённых: они считают это несправедливым, — говорит Брайан. — Но в результате уникальных обстоятельств, связанных с лишением свободы, многие заключённые получают в тюрьме замечательные навыки. И общество только выигрывает от того, что эти навыки относятся к образованию, а не гандболу и карточным играм».
Источник: wikimedia
В других статьях Брайан рассказывает, как важно для заключённого хотя бы один день в неделю работать за территорией тюрьмы: это лучший способ не забыть, что такое свобода, а значит — стремиться к условно-досрочному освобождению. О своих эмоциях после первого за два с половиной года свидания с родителями: впервые он почувствовал не только стыд за то, что совершил, но и гордость за то, что кто-то его ценит. О том, что он увидел, когда временно оказался в том отделе тюрьмы, где живут пожилые заключённые: «Мне показали правила поведения, которые занимали семь страниц, и почти все они были посвящены одному: как вести себя тихо».
После президентских выборов в США в 2016 году в колонке вышла статья об отношении заключённых к политике. «Слава богу, — цитирует Брайан своего приятеля, — я не могу голосовать, и всё, что произойдёт дальше, не будет на мне».
Брайан часто критикует тюремную систему: например, за отсутствие должной медицинской помощи и за формализм условно-досрочного освобождения, когда вновь оказаться в тюрьме можно по самым незначительным поводам.
Непонятно, заслуга ли это модераторов или читателей, но статьи Брайана собирают множество одобрительных отзывов в социальных сетях:
«Я благодарен Брайану за то, что он тратит своё время и рассказывает обществу о проблемах, которые существуют в пенитенциарной системе».
«Я с удовольствием слежу за тем, как Брайан проходит свой путь через исправительную систему штата Юта, за его личным ростом. Его истории обращают нас лицом к осуждённым, дают возможность почувствовать человечность тех, кто давно заперт за решёткой и забыт».
«Я сама была зависимой от наркотиков, и я рада, что он смог избавиться от этого».
Колонка Брайана может показаться даже слишком оптимистичной, несмотря на то, что он не боится поднимать сложные психологические и социальные вопросы. Тем не менее, она провоцирует живой диалог и переводит разговор о жизни «за решёткой» в поле общественно-значимых и свободно обсуждаемых проблем.
«Тюрьма сделала меня циничным», — говорит Брайан, не открывая, конечно же, ничего нового для большинства из нас. Но если вопрос о том, как найти баланс в пенитенциарной системе между гуманизмом и наказанием, не имеет идеального решения, это не значит, что о нём можно забыть.