Дата публикации: 25 июля 2017, просмотров: 1785.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 гг.)» (с учетом результатов ранее проведенных контрольных мероприятий)».
Объекты проверки: Федеральная служба исполнения наказаний
Проверяемый период деятельности: 2007-2016 гг.
С докладом выступила аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова.
В ходе проверки установлено, что общий объем средств федерального бюджета, предусмотренный на реализацию 325 мероприятий ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 гг.)», составил 57,67 млрд руб., что на 3,09 млрд руб. больше, чем было предусмотрено первоначальной редакцией Программы.
Средства федерального бюджета, предусмотренные Программой, выделены в 2007-2016 гг. в полном объеме, однако цель Программы по приведению условий содержания подследственных в СИЗО и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством РФ не достигнута, при этом кассовые расходы составили 56,05 млрд руб. (97,2%).
На 1 января 2017 г. в эксплуатацию введено 276 объектов, предусмотренных Программой, 18 объектов в эксплуатацию не введены. Объем незавершенного строительства сложился в сумме 30,78 млрд руб.
За 2007-2016 гг. в Программу было внесено 11 изменений, количество ее мероприятий сократилось на 106 единиц, а итоговые значения по всем целевым показателям скорректированы в сторону уменьшения от 29,5% до 53,5%.
Из Программы исключены не только отдельные объекты, но и мероприятия в тех регионах, которые изначально были определены Программой как особо нуждающиеся.
Используемый в постановлении Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 гг.)» как «международный» норматив санитарной площади в размере 7 кв. м на одного подследственного в СИЗО, установлен в отсутствии соответствующих международных стандартов и превышает норматив, установленный законодательством РФ.
По итогам реализации не выполнена одна из трех задач: фактически введено в эксплуатацию только 6 из 13 строящихся СИЗО.
Из 18 объектов, не введенных в эксплуатацию в период реализации Программы, в 2017 г. введено только 2, при этом 6 из 18 объектов имеют техническую готовность менее 70%, что создает существенные риски не ввода их в эксплуатацию и в 2017 г.
Средства федерального бюджета на общую сумму 15,05 млрд руб. использованы без достижения результата: объекты СИЗО в г. Белореченске Краснодарского края (2,37 млрд руб.) и СИЗО в г. Колпино, г. Санкт-Петербург (12,69 млрд руб.) не достроены и в эксплуатацию не введены.
«ФСИН России ненадлежащим образом осуществляла планирование строительства и реконструкции объектов Программы, неэффективно управляла реализацией Программы», - резюмировала аудитор.
Вместе с тем введенный в эксплуатацию в 2011 г. СИЗО в г. Черняховске Калининградской области с лимитом наполнения 120 мест не использовался до июля 2014 г., а введенный в эксплуатацию в 2012 г. СИЗО в пос. Эльбан Хабаровского края не использовался до начала 2014 г. В 2016 г. из за отсутствия потребности эти объекты были заполнены только на 71,7% и на 8,6% соответственно.
По результатам мероприятия установлено, что нормативная продолжительность строительства отдельных объектов в соответствии с проектной документацией составляла значительно меньшие сроки, чем сроки, предусмотренные Программой, что свидетельствует о низком качестве управления реализацией Программы со стороны ФСИН России как госзаказчика.
Применение индивидуальных проектов при строительстве СИЗО, а также отсутствие в ФСИН России проработанных системных подходов при осуществлении проектирования и строительства схожих по мощностям СИЗО, привели к значительным расхождениям по объемам бюджетных инвестиций, приходящихся на единицу мощности СИЗО (на 1 место размещения подследственного) более чем в 3 раза.
В рамках реализации Программы разработана проектно-сметная документация на 127 объектов общей стоимостью 939,6 млн руб., которая при реализации Программы не использована.
За период реализации не все ожидаемые конечные результаты Программы были достигнуты. Так, введенные в эксплуатацию 14 156 мест в СИЗО и 11 348 мест в исправительных учреждениях в конечном итоге незначительно повлияли на обеспечение соответствия условий содержания подследственных и осужденных законодательству РФ.
Реализация Программы не способствовала уменьшению количества жалоб, поданных против России в Европейский Суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей в учреждениях УИС. С 2007 по 2016 гг. число удовлетворенных ЕСПЧ жалоб выросло в 28,5 раз.
Коллегия приняла решение направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и информационное письмо директору Федеральной службы исполнения наказаний с приложением отчета.