Дата публикации: 24 октября 2016, просмотров: 1725.
— Что представляет собой этот вид наказания?
— В первую очередь, это еще одна альтернатива лишению свободы. Этот вид наказания выгодно отличается тем, что все-таки это не изоляция от общества. Принудительные работы и нахождение в исправительных центрах, несмотря на их название, можно сравнить с работой вахтовиков, которые работают вдали от дома, проживая в общежитиях.
Для осужденных есть лишь несколько ограничений: они не смогут самостоятельно выбирать работу, уволиться или поменять работу, без разрешения администрации покинуть исправительный центр. Других ограничений, по сути, нет — они живут в обычных общежитиях, а после отбытия одной трети срока наказания, если не было никаких нарушений, осужденному может быть разрешено проживать за пределами центра с семьей, но в пределах муниципального образования, где находится исправительный центр. Они могут пользоваться мобильными телефонами и интернетом, что, к примеру, запрещено в исправительных колониях и тюрьмах. Они настолько самостоятельны, что, даже заболев, идут к обычным врачам по медицинскому полису. На них в полном объеме распространяются все положения социального, пенсионного законодательства, в том числе Трудового кодекса. Они получают зарплату, из которой по решению суда в доход государства будет удерживаться от 5% до 20%, могут быть и взыскания по исполнительному производству, если есть удовлетворенные судами иски, но как и с любого гражданина, который выплачивает, например, алименты.
У них есть право на оплачиваемый отпуск 18 рабочих дней после первых шести месяцев работы. Проводить этот отпуск за пределами исправительного центра разрешается только осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий.
— Где появятся первые исправительные центры?
— Мы открываем с 1 января 2017 года четыре исправительных центра: в Тюменской области на базе исправительной колонии №6 (Ишим) исправительный центр на 100 мест; в Ставропольском крае на базе воспитательной колонии в Георгиевске, которая перепрофилируется, — центр на 144 места; в Тамбовской области на базе реформируемой ИК-3 (поселок Зеленый) — центр на 70 мест; в Приморском крае на базе колонии-поселения №51 (Уссурийск) откроется центр на 150 мест.
Кроме того, участки для осужденных к принудительным работам открываются: в Республике Башкортостан (в Уфе) при колонии-поселении (КП-5) — на 100 мест, в Забайкальском крае при ИК-10 (Краснокаменск) — на 50 мест, в Самарской области при ИК-10 (поселок Волжский) — на 35 мест, в Смоленской области при ИК-1 (поселок Анохово) — на 55 мест, в Архангельской области при ИК-21 (поселок Североонежск) — на 50 мест, в Новосибирской области (Новосибирск) при ИК-8 — на 92 места и в Карелии также открывается участок в городе Сегежа при ИК-7 — на 50 мест. То есть уже на первом этапе возможностью применения этого вида наказания будут охвачены все федеральные округа — появится 896 мест для осужденных к этому новому виду наказания по всей стране.
— Но все-таки они остаются под надзором?
— Осужденный к принудительным работам в первую очередь обязан работать там, куда его направила администрация исправительного центра, а также соблюдать правила внутреннего распорядка.
Хотя в "исправцентре" не будет такой охраны, как в исправительной колонии, покидать территорию центра в ночное или нерабочее время, в выходные дни он может лишь с разрешения администрации центра, а если он получил право проживать вне пределов центра, он обязан отмечаться четыре раза в месяц. Есть определенный распорядок дня, хотя в нем и предусмотрено личное время.
Кроме того, Министерством юстиции разработаны подробные правила внутреннего распорядка исправительных центров. Там есть и перечень предметов, которые запрещено хранить отбывающему этот вид наказания, в том числе наркотические вещества, все виды алкоголя, включая пиво, запрещены даже дрожжи, игральные карты и принадлежности для нанесения татуировок. Наши сотрудники вправе проводить досмотр вещей осужденного.
— Что будет грозить нарушителям?
— Законом установлено, что является нарушением, а также какие из них признаются злостными. За нарушение порядка трудовой дисциплины, правил проживания в исправительном центре, неявку на регистрацию или за нарушение общественного порядка, за которое было применено административное наказание, может быть наложено взыскание — выговор, отменено право проживать вне общежития либо водворение в помещение для нарушителей.
А вот за злостные нарушения — употребление спиртных напитков, наркотиков, изготовление запрещенных предметов, за мелкое хулиганство, неповиновение администрации "исправцентра" или оскорбление сотрудников, опоздание с возвращением в исправительный центр более чем на 24 часа или самовольный уход, а также за организацию забастовки — мы должны направлять материалы в суд для решения вопроса о замене принудительных работ на лишение свободы из расчета один день принудительных работ — один день в колонии. Злостным признается и тот, кто трижды допустил простые нарушения в течение года.
Кроме того, наши сотрудники должны ставить вопрос о замене наказания в случаях, если осужденный уклоняется от получения предписания о направлении в исправительный центр, не прибыл в установленный срок или не возвратился по истечении разрешенного срока выезда.
Но есть и меры поощрения, например, благодарность, досрочное снятие ранее наложенного взыскания или разрешение покидать исправительный центр по выходным и праздничным дням, но только в пределах муниципального образования, на территории которого он расположен.
— Какие обязанности у сотрудников ФСИН перед осужденным?
— После вступления приговора суда в силу наши сотрудники выдают осужденному предписание, и он самостоятельно едет в исправительный центр.
Если же он содержался под стражей, его отконвоируют в "исправцентр" и уже там освободят из-под стражи. Наша задача — разместить вновь поступившего в общежитии, привлечь его к труду и осуществлять контроль и надзор за ним. При этом осужденный ежемесячно возмещает из собственных средств расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. В том случае, если осужденный не обеспечен одеждой и нет денег на еду, мы обеспечиваем его всем необходимым по соответствующим нормативам.
— Есть оценки, насколько широко может применяться этот вид наказаний и как вы будете подыскивать работу?
— Так как это новый вид наказания и правоприменительная практика отсутствует, мы будем смотреть, как часто его будут применять суды. Это наказание можно сравнить с исправительными работами, которые человек отбывает, как правило, в районе места жительства. На сегодня их отбывает около 41 тысячи человек, за этот год прошло 68 тысяч.
В первую очередь исправительные центры будут развиваться в тех регионах, где есть хорошее взаимодействие с местными властями для трудоустройства осужденных. Мы сможем обеспечить осужденных жилищными условиями, но многое зависит от муниципалитетов, от их подачи заявок на работу. Например, в Ставропольском крае у нас практически 100-процентное исполнение приговоров к исправительным работам. Если на первом этапе мы так распределили исправительные центры, чтобы они действовали по всем федеральным округам, то затем планируем их открывать в тех регионах, где больше всего готовы обеспечить осужденных работой. Чаще всего это неквалифицированный рабочий труд, который на рынке является непрестижным и невостребованным и где сегодня часто заняты мигранты. И там, где у промышленных предприятий нехватка рабочей силы в части низкоквалифицированного труда, например подсобных рабочих. Будем изучать их заявки на бирже труда. Но мы обязательно будем учитывать и имеющуюся квалификацию осужденных, будем стараться устраивать их по специализации.
Кстати, в СМИ не очень удачно сравнили этот вид наказания с "химией" — когда труд применялся на так называемых опасных производствах. Уверяю вас, несмотря на название — принудительные работы, — это наказание носит больше социальный характер. При подготовке и разработке нормативной базы мы учитывали лучшее из опыта СССР. Но когда говорят, что это чуть ли не возврат к ГУЛАГу, — это глупость, здесь даже и близко ничего подобного нет. Работа нашей службы больше имеет социальную ориентацию, в том числе в оказании помощи при трудоустройстве, создании социальной поддержки. В этом году мы готовы продемонстрировать планируемые к открытию центры журналистам.
Беседовал Александр Шашков
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/opinions/interviews/3674377