Дата публикации: 6 ноября 2019, просмотров: 20105.
В связи с ростом преступности в стране, этот вопрос все чаще и чаще волнует наших граждан, и, согласно результатам последних социальных опросов, за возвращение этого вида наказания выступает большинство россиян.
Стоит отметить, что юридически смертную казнь в России никто и не отменял, просто на ее исполнение с 1999 года по решению Конституционного Суда РФ наложен мораторий. Однако и до моратория в современной России смертная казнь применялась достаточно редко: последним казненным был маньяк Головкин, жестоко убивший 11 мальчиков, это было в далеком 1996-м. Безусловно, смертная казнь – самое жесткое уголовное наказание, которое сложно соотнести с принципами гуманизма, ее последствия необратимы, в связи с чем применение казни предусматривает большую ответственность.
Если обратиться к международному опыту в этой области, то следует учесть, что в Европе смертную казнь применяют лишь в Белоруссии. В то же время, этот вид наказания успешно применяется в таких развитых странах, как США, Япония, Китай, Саудовская Аравия, Кувейт, Сингапур, что не мешает им соблюдать права человека и сохранять демократические ценности, и только способствует дальнейшему снижению и так невысокого уровня преступности.
В истории России было разное отношение к казни: ее то отменяли вовсе, то вновь вводили, то пересматривали виды преступлений, за которые она назначалась, и способы ее исполнения, в зависимости от существующей в обществе системы ценностей и политических взглядов большинства. В последнее время, ввиду появления таких новых опасных для общества деяний, как терроризм, наркоторговля, громких преступлений коррупционной направленности и увеличение преступлений, совершенных в отношении детей, связанных с особой жестокостью, призывы о прекращении моратория на исполнение казни зазвучали не только на обывательском уровне, этот вопрос стал всерьез обсуждаться в высоких политических кругах. И все это происходит на фоне негативного отношения граждан к имеющейся в стране правоохранительной системе, все чаще звучащей критики в адрес полиции, спецслужб и судей, якобы не способных по мнению людей обеспечить законность и правопорядок. Однако, тут следует заметить, что дальше критики и разговоров о недоверии к суду и полиции дело не движется, никаких кардинальных реформ в правоохранительной системе страны не проводится и не планируется в ближайшем будущем, а в отсутствии альтернативы само население в первую очередь обращается со своими проблемами в имеющуюся полицию и суд, будь то банальные разборки с соседями или более серьезные происшествия. А значит, у людей все же есть надежда на справедливое разрешение их проблемы и наказание виновных, хотя и судебную ошибку никто не исключает.
Конечно, перед принятием решения о прекращении моратория на исполнение смертной казни необходимо и качественно пересмотреть перечень преступлений, за которые она будет назначаться. Всем известен тот факт, что педофилия не поддается искоренению у склонного к ней лица ни в условиях учреждений пенитенциарной системы, ни в психиатрических стационарах. А значит, такие преступники склонны к совершению рецидивов, и при условии их освобождения будут страдать невинные дети, их родители. Пожизненное же содержание таких бесперспективных лиц в исправительных учреждениях не отвечает принципам целесообразности и обходится нашему государству недешево: содержание одного пожизненно осужденного в год обходится стране в сумму более 1 миллиона рублей, с учетом расходов на его питание, лечение и охрану.
В любом случае, при рассмотрении этого вопроса следует оценить преступления с точки зрения их наибольшей опасности для общества и государства, и, руководствуясь собственными национальными интересами, к перечню карающихся смертью добавить помимо педофилов террористов, сбытчиков наркотиков, злостных коррупционеров, совершивших квалифицированные убийства и гос измену. И тут конечно не стоит обращаться к зарубежному опыту, а руководствоваться лишь своими национальными интересами, чтобы не казнить за гомосексуализм, прелюбодеяние или вероотступничество, как в Саудовской Аравии, или за экономические преступления и контрабанду товаров, как в Китае.
Подводя итог всего сказанного, следует понимать, что реальное исполнение смертной казни, конечно, принесет свои положительные результаты, в частности, снижение уровня преступности из-за страха подвергнуться наказанию, государственную экономию при отсутствии необходимости десятилетиями содержать в местах лишения свободы пожизненно осужденных, которых на сегодня в стране насчитывается несколько тысяч. Однако, не стоит забывать и о возможности судебной ошибки, вероятность которой есть всегда и в любой стране, даже при наличии самой лучшей полиции и самого справедливого суда. И исправить такую ошибку в случае исполнения смертной казни не удастся уже никому, даже Господу Богу. Поэтому к решению вопроса о снятии моратория на исполнение смертной казни в России следует подойти со всей серьезностью и обстоятельностью.